Закон об особом статусе – начало борьбы за Одессу
23-09-2014, 13:46
На прошлой неделе Верховной Радой принят «Закон об особом статусе» Донбасса, Согласно ему на 3 года областям, контролируемым ополченцами, предоставят право «особого статуса», что подразумевает формирование своих органов власти, милиции, судебных органов, прокуратуры. Помимо этого, объявляется амнистия участникам восстания, русский язык вроде получает гарантии свободного его использования. Задекларировано и желание провести выборы местных советов.
Этот закон конечно не идеален, создает много различных вопросов. Во-первых разграничение территорий, ведь не может быть Донецк контролироваться ополчением, а его аэропорт – правительством; Луганск – ЛНР, а город Счастье, где расположена питающая город электростанция, подчиняться Киеву. Во-вторых вопрос финансирования – в законе весьма размытая формулировка по этому вопросу, предусматривающая «отличающегося от общего порядок ведения хозяйственной деятельности». В чем он конкретно проявляется, не ясно, а среди окружения Порошенко намекнули, что финансирование из украинского бюджета получат лишь те, кто «продемонстрируют лояльность» (признают власть Киева). Как именно будут собираться и распределяться налоги на данных территориях, кто будет осуществлять социальные выплаты в документе не указано. В-третьих, представители киевских властей настаивают, что местные органы власти будут играть «лишь консультативную роль» в вопросе назначений, а контроль за ними останется за правительством. В-четвертых, международное сотрудничество восставших регионов с регионами России регулируется Законами Украины, что для них не является приемлемым. В-пятых выборы в органы власти, подчиняющиеся Киеву даже формально, обречены. И наконец, киевские власти по-прежнему хотят абсолютного разоружения ополчения (на это ополченцы априори не пойдут), а среди «ястребов войны» звучат призывы не выполнять либо вовсе отменить закон. А народ Донбасса не испытывает желания жить вместе с украинскими националистами и теми, кто призывают «мочить «колорадов» и «ватников».
Тем не менее, закон все же является чем-то новым, когда признается некий автономный статус территорий (не называя их автономиями). Взаимоотношения с центральными органами власти будут строиться на основе договоров, а не в командно-приказном режиме, как ранее. Это первые наметки к возможному мирному урегулированию, рычаг перевода проблемы в политическую плоскость. И конечно же, сигнал для других регионов, в том числе для Одессы к борьбе за реальную, а не фиктивную децентрализацию власти. Даже мэру Львова данные полномочия пришлись весьма по нраву. С этой точки зрения весьма продуктивно предложение наших коллег из «Комитета освобождения Одессы» о распространении данного статуса на нашу область. Инициатива сводится к следующим положениям:
— возможность выбирать русский язык в сферах образования, госуправления, суде и других сферах общественной и личной жизни;
— проведение внеочередных выборов местной власти;
— экономическая независимость под контролем выбранных на внеочередных выборах органов местного самоуправления;
— невозможность назначения руководителей органов прокуратуры и суда без согласия органов местного самоуправления;
— создание народной милиции под контролем органов местного самоуправления
По сути это шаг в реализации тех пунктов, которые выдвигались народом на Куликовом поле во время весенних протестов. Данные меры позволили бы переломить ситуацию, когда Одесщиной управляют ставленники киевских олигархов, а на улицах бесчинствуют банды националистов, дестабилизирующие обстановку. Логична и необходимость распространения амнистии для участников конфликта на Донбассе на всех политзаключенных, арестованных по политическим мотивам после 22 февраля 2014 года, а также прекращения уголовного преследования всех активистов обвиняемых по «сепаратистским» статьям. Все эти требования – продолжение борьбы за ту Одессу, которую хотят видеть значительная часть горожан.
Антон Давидченко
*Mатериалы, опубликованные в разделе блоги, могут не совпадать с мнением редакции.