Восстановление Донбасса Германией – громкий пиар украинских властей
30-08-2014, 21:46
На прошлой неделе в канун дня независимости Украины прозвучало громкое заявление украинских властей: Германия в лице Ангелы Меркель торжественно пообещала ему предоставить 500 млн евро на восстановление инфраструктуры Донбасса. Данную информацию озвучил президент Петр Порошенко на пресс-конференции по итогам встречи с канцлером ФРГ. Еще 25 млн евро будут выделены в помощь населению Луганской и Донецкой областей. Порошенко назвал услышанное "планом Меркель” и назвал ее адвокатом Украины, всячески расписываясь в благодарностях. В частности, по его словам в сентябре планируется основание специального фонда, о котором будет объявлено отдельно.
В среде «украинских патриотов» сразу началось ликование: мол, наконец-то Европа от слов перейдет к делу, начав реально помогать Украине. Однако, все ли будет так как надеются наивные обыватели? Если посмотреть на разрушения от массированных бомбежек городов и поселков, ущерб по истине огромен. Половина промышленные предприятий уничтожено, простаивают шахты и металлургические заводы, дающие стране валютную выручку, сотни квадратных метров жилья пришли в негодность, электростанции, водопроводы, школы, городской транспорт и прочая инфраструктура лежит в руинах.
Сами украинские власти, говоря о сумме, необходимой для возобновления жизнедеятельности регионы пытались юлить. Так, если в начале июля премьер-министр Арсений Яценюк называл сумму в 8,1 млд гривен (700 млн долларов), то уже в конце августа «осознал», что речь идет уже о миллиардах долларов. «Если мы раньше считали, что на восстановление Донбасса по первым прикидкам надо 8 млрд гривень, то как бы не случилось так, что надо уже 8 млрд долларов. Шахты топят специально. Алчевск бомбят четвертый день подряд, а там батареи — это коксохим. Если батарею потушили, ее потом запустить практически невозможно. Если разбили коксохим — некуда девать коксующийся уголь, нет каким образом выплавлять сталь. То есть идет целевая атака: убивают людей и убивают экономику», - отметил Яценюк в ходе последнего заседания Кабмина. При этом у правительства есть в распоряжении всего лишь 1,8 млд гривен.
Что же именно произошло на встрече? Меркель обещала немецкие правительственные гарантии на полмиллиарда долларов для того чтобы Украина могла взять кредиты в западных банках под низкий процент. То есть, по сути никто никому ничего не дал, это всего лишь очередные обещания, причем, на восстановление инфраструктуры в местах боевых действий, которые вовсе не имеют тенденция к окончанию. А успех в последнее время не на стороне правительственных войск, потерявших инициативу. Области эти, как мы понимаем, сейчас под контролем ополченцев, и до них еще нужно добраться, чего, скорее всего, Путин не допустит. Так что тут от грошей только звон, а самих грошей нет. Если бы Меркель хотела помочь Киеву реально, то она бы привезла с собой мешки евро, но она этого не сделала.
Причина проста: Европейский союз занят разрешением собственных проблем и это ему не позволит оказать хоть сколько-нибудь существенную помощь Украине. Обстановка в его экономике выглядит просто катастрофически. Еврозона не только переживает спад ВВП, еще более сильный, чем во времена Великой депрессии. Даже по самым оптимистичным прогнозам застой будет продолжаться как минимум десятилетие. В таких условиях ЕС явно не в состоянии выручать кого бы то ни было. Экономически у него просто нет денег, а политически у него отсутствует воля к дальнейшему «расширению». Однако шведский министр иностранных дел Карл Бильдт, известный пристрастием к социальным сетям и готовностью поддерживать интеграцию Украины в европейские институты, почему-то до сих пор этого не понял. На днях он написал на своей страничке в Twitter: «Важно, что канцлер Меркель поднимает вопрос о европейской помощи восстановлению Донбасса. Это необходимо. Пусть и дорого».
Немецкое общество категорически не хочет выручать даже страны еврозоны. Полагать, что Германия согласится потратить десятки миллиардов долларов на восстановление востока Украины, означает противоречить реальности. Учитывая, что прогноз роста немецкой экономики в этом году составляет лишь 1,5%, Меркель вряд ли сможет попросить общество сделать серьезные вложения в Донбасс.
Еще один аспект: для того, чтобы всерьез говорить о восстановлении, необходимо садиться за стол переговоров и прекращать военные действия, к чему киевские власти явно не готовы. Таким образом, разговоры о масштабной помощи из Европы – не более чем попытка «сделать хорошую мину при плохой игре».
Антон Давидченко