Политически нестабильная Бессарабия предоставлена сама себе
12-01-2015, 11:23
2014 год подошёл к концу, а с ним – подводим политические результаты, с которыми жители нашего региона вынуждены будут существовать в году 2015. Отгремели парламентские выборы, прошедшие в условиях тотального контроля над свободным волеизлиянием граждан, принят драконовский закон о люстрации, лишающий рабочих мест сотни и тысячи порядочных тружеников, до небывалых высот вырос доллар, падает экономика.
Бессарабия оказалась на распутье: с одной стороны, постмайданные «перемены» здесь не пользуются популярностью, как в Центральной или Западной частях нашей страны, с другой, нам не подходит и донбасский сценарий, означающий войну, разруху, сотни и тысячи смертей.
Октябрьские парламентские выборы в этом плане, при всей их сомнительной легитимности, всё же давали возможность выпустить некий пар, продемонстрировать свою региональную политическую позицию. Результаты значительно разнились даже от Одесской области – по сути, большинство получил «Оппозиционный блок» (в 2 из 3 округов). Чуть меньше набрала «Сильная Украина», но тоже достаточно много относительно всей страны. Среди депутатов-«мажоритарщиков» также верх не одержал ни один представитель киевской центральной власти.
При этом, конечно, результаты на выборах не в последнюю очередь свидетельствуют не о симпатиях к данной политической силе либо конкретному депутату. А о несогласии по отношению к происходящему в стране. Но, заметьте, ни один новоизбранный депутат не высказал радикально отличающуюся позицию по отношению к происходящему.
Я не говорю об оппозиционности в составе одноимённого блока, я говорю о позиции политических лидеров. Сегодня Украина и наш край, в частности, переживает такой момент, когда твёрдая политическая позиция стоит большего, нежели былые заслуги.
Повторюсь, каковы бы ни были заслуги перед краем у политика или партии в прошлом, оппозиционность действиям киевского режима – открытая и недвусмысленная – важнее. К сожалению, ни вчерашние «регионалы» Антон Киссе и Виталий Барвиненко, ни голосовавший за вступление Украины в НАТО «тигипковец» Александр Урбанский ярыми противниками центральной власти не являются. Следовательно, и подлинными выразителями народных интересов этих «элитариев» назвать сложно.
Настоящий лидер должен сказать прямо: я против войны на Донбассе, я против ежедневно разжигаемой СМИ и «патриотически» настроенной общественностью межнациональной розни, я против преступной экономической политики. И не только заявить, но и – действовать.
И в новом году, в котором не исключены как местные, так и парламентские перевыборы, оппозиционным лидерам только предстоит появиться. На сегодняшний день местная реальность, увы, движется в обратном направлении.
И если таковые лидеры не появятся, в худшем случае, настроения могут радикализироваться, что не может не привести к дестабилизации ситуации. Это может привести и к пресловутому «сепаратистскому» варианту, если не появится проводника между интересами Бессарабии и Одессы (не говоря уже Киеве), и к постепенному тяготению местного населения, скажем, к гагаузской или молдавской элите, которые, с их точки зрения, выстроили более эффективную линию взаимодействия между государством и гражданами.
Пётр Кыса