Мэрство Алексея Костусева скоропалительно закончилось и стало самым коротким в истории современной Одессы (трудился «народный хозяйственник» ровно три года, не «дотянув» до 2000 дней). С уходом Костусева с поста градоначальника было бы интересно подвести некоторые итоги: чем запомнилось его короткое, но, безусловно, яркое правление?
Вот лишь некоторые громкие конфликты, многие из которых не решены до сих пор.
1. Борьба с МАФами. При одесском экс-градоначальнике между владельцами всевозможных будочек, магазинчиков и лоточков развернулась нешуточная война. Разумеется, будки были в городе и раньше, а в каденцию предшественника Костусева Эдуарда Гурвица они стали настоящей головной болью многих одесских дворов. Но сейчас они «понатыканы» буквально на каждом шагу, в любой части города и на любой улице. Показательные выступления мэра с кувалдой, сносы небольшого количества ларьков результатов не давали: почти все они тут же возвращались на прежнее место.
2. Бесплатные пляжи. Проблема бесплатных пляжей – также существовала ещё при Гурвице, Костусев просто подхватил эту эстафету и успешно борьбу с зарвавшимися арендаторами провалил. Одесситы помнят прошлое лето, когда между горожанами, не желающими платить за услуги на пляжах, и охранниками этих самых пляжей кипели нешуточные страсти. Этот сезон запомнился тем, что мэр Костусев лично ходил по Аркадии и Ланжерону, разбирал установленные незаконно настилы, которые арендаторы успешно возвращали на место. Ситуация не изменилась в лучшую сторону ни на грамм. Правда, на Ланжеорне простили бесплатную набережную за счет владельцев дельфинария «Немо», но неизвестно, будет ли она такой же свободной для горожан уже в следующем году. Тоже самое – с центральной аллеей Аркадии. Инвестор обещает полностью её преобразить в обмен на элитную гостиницу в Акадийской балке. Но одесситов терзают сомнения: смогут ли они также свободно пользоваться морем.
3. Проблемы рынков: «Яма», «7й-километр», «Остров». Если на первых двух рынках проблемы были, опять-таки, ещё при Гурвице, то ситуация с Островом развилась и достигла своего апогея как раз при мэрстве Костусева. Беспредел, творившийся на рынке, хорошо описан городскими СМИ: ради платной парковки торговцев выселяли со своих рабочих мест, избивали, запугивали. При этом мэрия, которая должна была обеспечить всех достойными рабочими местами этого не сделала, не сумев сгладить конфликт, а лишь раздув его до неприличия. В итоге полную победу одержала администрация, попросту выселив людей со своих мест. На конфликты на других рынках продолжаются до сих пор.
4. Националистический вопрос. Украинским националистам практически в открытую потакал Гурвиц. Костусев же говорил, что нужно выгнать эту «нацистскую братию» из города. Но, увы, - только говорил. На деле же украинские националисты беспрепятственно устраивали в Южной Пальмире марши и шествия, разворачивали флаги ОУН УПА и распевали на улицах города националистические речовки. Бороться с ними были вынуждены общественники и простые одесситы, которые выступали против нацизма. Власти, - ни городские, ни областные, не делали ничего, для того чтобы обуздать зарвавшихся фашистов.
Мы вспомнили только четыре наиболее ярких и крупных проблемы, которые, увы, не только не были решены при Костусеве, но ещё более усугубились. А помимо этого существуют и другие, также важные для города вопросы, которые «народный» мэр так и не сумел, или не захотел решать. Ничего удивительного, что Комитет избирателей Украины отметил, что Алексей Костусев не выполнил свою предвыборную программу даже на «двойку».
Так, состоянием на три года, Алексей Костусев начал выполнение всего 18 пунктов своей предвыборной программы. При этом даже такая небольшая часть предвыборной программы выполнялась малоактивно.
Всего два обещания были выполнены, причем еще в первый год полномочий. Да и по содержанию пункты предвыборной программы «Создать городскую Конституцию — Устав Одессы. Важнейшие решения будут приниматься с учетом мнения одесситов» и «Обеспечить свободное использование русского языка во всех сферах городской жизни наряду с украинским» носят скорее политический характер. Их выполнение не требовало ни серьезных затрат ресурсов, ни большой «политической воли». При этом нынешняя реализация теперь уже принятых решений также не может быть оценена позитивно, как минимум, потому что Устав города во многом несовершенен, а участие горожан в принятии важных решений как не обеспечивалась, так и не обеспечивается.
Зато 17 других предвыборных обещаний Алексея Костусева так и остались нетронутыми за целых три года.