В Украине уже пятый месяц продолжается гражданская война в Донбассе, которую с экранов телевидения и проправительственных СМИ называют «антитеррористической операцией». Для ведения войны правительство проводило несколько кампаний военной мобилизации, последняя из которых была объявлена 22 июля Верховной Радой.
В Одесской области в ее рамках планировалось призвать 4000 человек, однако значительное большинство жителей региона не разделяют планы действующего правительства и стараются всеми возможными способами уклониться от несения военной службы. Заверениям, что большая часть призывников не будут отправлены в АТО, люди не верят и понимают, что происходящее в Донбассе – не их война. С точки зрения одесских матерей и жен ситуация очевидна: они не желают, чтобы их родные становились «пушечным мясом». Перспектива увидеть родного человека убитым или покалеченным за интересы олигархов не радует никого.
О том, что мобилизация в Одесской области идет из рук вон плохо, говорят можно судить даже по официальным данным. 13 августа катастрофическую нехватку добровольцев пожаловался областной военком Юрий Пискун, который сообщил, что набралось всего лишь 114 добровольцев, готовых послужить делу сохранения «единой и неделимой».
Наш регион держит пальму первенства по числу уклонистов от военной службы. Так, как сообщил на прошлой неделе спикер Генпрокуратуры на Одесщине зафиксировано наибольшее количество случаев в стране. В целом по Украине открыто более 1000 уголовных производств по ст. 336 УК Украины – уклонение от призыва. Большая часть из них приходится на Одесскую (336 случаев) и Днепропетровскую (326) области.
Особенно ярко подобные настроения проявляются в Бессарабии, где проживает огромное количество граждан неукраинской национальности – болгар, гагаузов, молдаван и других. Причем патовое положение дел публично признают сами адепты нынешнего строя – сторонники майдана. В частности один из руководителей самообороны майдана Тодор Пановский в начале августа разразился заявлением о «непатриотичности» большинства бессарабцев, которое массово не поддерживает проводимые там мероприятия местных майданов, выступает против войны в Донбассе. А жители местных деревень, особенно болгары и гагаузы, по его словам, массово и с большим энтузиазмом жгут повестки в военкоматы. В этой ситуации, естественно, как и во всем остальном, виновата «местная агентура ФСБ».
И действительно, с чего бы это жителям самого интернационального региона страны проявлять рвение в войне за правительство, при котором повысились цены, снизились реальные доходы, а собственные мирные сограждане десятками ежедневно гибнут под снарядами? К тому же, насаждается политическое единомыслие, шароварно-вышиванковый национализм агрессивно пропагандируется населению под соусом «патриотизма», а иная точка зрения всячески подавляется.
Такой пещерный национализм чужд подавляющему большинству жителей региона. Чем больше будет агрессии и нетерпимости со стороны власти и ее подпевал, тем больше будет обратный эффект в виде отторжения, нарастания антивоенных, антиправительственных настроений.
Антон Давидченко