В октябре руководство Измаильского морского торгового порта планирует уволить еще около полсотни докеров. Основания для увольнения — экономические показатели работы предприятия.
Такое положение дел заставило всерьёз задуматься: а зачем нам такая реформа морской отрасли и новые законы, если их результат – лишь сокращение рабочих мест. В разных официальных документа, в выступлениях наших руководителей перед «своими» и «чужими», еще можно услышать гордое утверждения, будто Украина – морская держава.
Но вот парадокс: оказывается, что иметь выход к морю – это еще не значит быть морской державой! Никто этого во всем мире еще не знал, а мы взяли и доказали эту истину на практике. И старый добрый слоган «Все флаги будут в гости к нам!» дополнился грустным окончанием: «Без украинского».
Да, так что возвращаться к этому вопросу вроде бы и смысла нет.
Сначала разворовали флот: Черноморское, Азовское и Дунайское пароходства. При этом, ЧМП был самой крупной судоходной компанией в мире и торчал как кость в горле у всех конкурентов. Топливо – копеечное, зарплата плавсостава – мизерная по сравнению с иностранными перевозчиками, вот и демпинговали мы на этом рынке по крупному. Конечно, пока был жив СССР!
Так что развал ЧМП был едва ли не самым крупным профессиональным праздником для всех конкурентов.
Более тихо и спокойно ушли в небытие УДП и Азовское пароходство – через приватизационные механизмы и откровенные аферы с участием коррумпированных чиновников.
Но главное - результат: флота у государства Украина – нет!
Оставались порты. Те самые морские транспортные узлы, где пересекались грузопотоки – импорт, экспорт, транзит. Пропускная способность наших портов составляла более 120 миллионов тонн грузов в год, а фактические результаты колебались вокруг цифры 80-90 миллионов.
Поэтому транспортная составляющая морской отрасли все еще жила, пока … не был принят Закон Украины о морских портах. Об этом законодательном акте – отдельная история. Ибо готовился и принимался он около 15 лет, пережил четыре состава Верховной Рады и двенадцать вариантов текста. А тот последний вариант, который стал законом – далеко не лучший по единодушному признанию специалистов.
И главная инновация в этом документе – возможность приватизации портового имущества. Правда, очень хитро и запутанно все это выглядит в документе: вроде бы причалы и коммуникации остаются в государственной собственности, а в аренду (концессию, приватизацию – то есть частникам) отойдут виды погрузочно-разгрузочной деятельности и сфера обслуживания флота.
Но каждый мало-мальски знакомый с работой порта уверенно скажет: «не в лоб, так по лбу! » Ибо самое болезненное, что предстоит пережить портам (а их только в нашей области – 8) — это сокращение рабочих мест. И если Одесский и Южненский порты уже в предыдущие годы оптимизировали численный состав, то для Ильичевского, Измаильского, Ренийского и других морских транспортных узлов области эта мучительная процедура еще впереди. А как сложится судьба двух – двух с половиной тысяч. И портовиков в маленьком Ильичевске – сказать сегодня весьма трудно. Мало того, что градообразующие и бюджетообразующие предприятия, какими были порты еще несколько лет назад в маленьких приморских и Придунайских регионах перестали быть таковыми, так теперь еще администрации этих населенных пунктов придется решать трудноразрешимые вопросы трудоустройства. А если добавить к этому, что за годы своей независимости Украина не создала ни одного рабочего места в нашем регионе за средства госбюджета (все новые предприятия были частными) , то острота проблемы становится еще более актуальной.