Президенты России, Белоруссии и Казахстана сегодня в Астане подпишут договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Полноценно работать он начнет с 1 января 2015 года. Ожидается, что к новому интеграционному объединению чуть позже присоединятся Армения и Киргизия. Однако говорить о реинкарнации СССР, как считают некоторые эксперты, оснований нет. Акцент, по заверениям лидеров союза, сделан исключительно на экономическую составляющую.
ЕАЭС создается на базе ранее существовавшего Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в состав которого входили Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
Уровень экономического развития этих стран значительно разнится, что сказывалось на эффективности организации. Поэтому при создании нового дееспособного альянса было решено начать с союза России, Белоруссии и Казахстана, экономики которых превосходят экономики других стран, являющихся потенциальными членами ЕАЭС. И уже потом в ряды союза принимать более слабые страны. Сегодня, по словам Нурсултана Назарбаева, созданы все условия для интеграционного проекта качественно нового уровня. Он считает, что в сознании людей уже сформирован «бренд евразийства», который наполняется определенным содержанием и будет подкрепляться экономически. Именно на экономической составляющей Назарбаев неоднократно акцентировал внимание, подчеркивая: ЕАЭС является только и исключительно экономическим проектом, без посягательств на политические суверенитеты государств – его членов. А чтобы пресечь пересуды как внутри страны, так и на Западе о том, что под видом создания ЕАЭС возрождается СССР, Назарбаев предложил принять в Союз, например, Турцию.
Накануне подписания договора о создании ЕАЭС замглавы МИД Казахстана Самат Ордабаев сообщил, что «новая интеграционная структура действительно будет исключительно экономической, а все политические, а также гуманитарные вопросы останутся за рамками ее функций». «Мы ушли от политизации договора, а весь костяк составляет чисто экономическое взаимодействие. Благодаря последовательной позиции Казахстана из договора были исключены такие вопросы, как общее гражданство, внешняя политика, межпарламентское сотрудничество, паспортно-визовая сфера, общая охрана границ, экспортный контроль», – заявил чиновник. Для политики, по его словам, есть другие площадки, такие как СНГ и ОДКБ, а также двусторонние договоры между странами.
«Западные политические элиты воспринимают ЕАЭС как враждебный проект, способный создать серьезную конкуренцию доминирующему влиянию Запада не только на постсоветском пространстве, но и в глобальном формате. Мы видели, как много было сделано для того, чтобы не допустить вступление Украины в евразийский проект. Но, несмотря на ситуацию в Украине, факт создания ЕАЭС и укрепление сотрудничества России и Казахстана с Китаем больно бьют по амбициям Запада, претензиям на сохранение однополярного миропорядка. Поэтому в ближайшем будущем стоит ожидать попыток дестабилизации ситуации, прежде всего в Центрально-Азиатском регионе. Ситуация в Таджикистане, теракты в Урумчи – первые сигналы к реализации такого сценария. Что касается западного бизнеса, то он уже давно присматривается к евразийскому проекту и ищет новые форматы взаимодействия и бизнес-коммуникаций с евразийскими партнерами», – сказала «НГ» исполнительный директор политологического центра «Север–Юг» Юлия Якушева. По ее словам, ЕАЭС – это реальный шанс для государств-участников и потенциальных членов повысить свою конкурентоспособность на глобальных рынках, а также совместными усилиями осуществить модернизацию экономики. От успешного решения этих задач будет зависеть роль и место стран ЕАЭС в меняющемся мире. Но то, насколько эффективно будут реализованы открывающиеся возможности, будет зависеть от реального наполнения евразийского проекта. Само по себе создание ЕАЭС не гарантирует ни быстрого экономического роста, ни диверсификации экономик, ни создания совместных производств.
По словам руководителя Евразийского коммуникационного центра Алексея Пилько, ЕАЭС ничего общего с Советским Союзом не имеет. Он решает две задачи, отличные от тех, что решал Советский Союз, – восстановление тех экономических связей, которые распались после исчезновения этой страны. Речь идет о формировании единого экономического пространства, общей таможенной границы, об облегчении ведения бизнеса. Другая задача ЕАЭС – «придать мировой экономике плюралистичный, более равноправный характер», сказал он в ходе состоявшегося круглого стола «Договор о создании Евразийского экономического союза: новые реалии интеграции». Эксперт считает, что нынешний формат мировой экономики чрезмерно моноцентричный, завязанный на долларе, на экономическом господстве США. Поэтому «создаются новые центры экономической силы». «Создание ЕАЭС – формирование еще одного центра силы», – считает Пилько.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, в свою очередь, считает, что ЕАЭС – это более удобная правовая форма для межрегионального сотрудничества, которое на своем уровне уже давно работает. Причем это сотрудничество заключается не в торговле сырьем, а в совместных промышленных предприятиях, которые смогут развиваться на необходимом уровне только в условиях единых правил игры. ЕАЭС является безальтернативным путем развития.
«Долгосрочной макроэкономической задачей является создание на пространстве ЕАЭС мощного торгово-промышленного и транспортно-логистического центра, позволяющего выводить на внешние рынки разные виды высокотехнологической продукции. Общий рынок ЕАЭС, если судить по статистике Таможенного союза (ТС), 170 млн человек и около 1 трлн долл. Для союза региональных масштабов совсем неплохо», – сказал «НГ» научный сотрудник Института экономики Александр Караваев. По его словам, финансовая база союза пока строится на нефтегазовом экспорте российской экономики, это его локомотив. Но параметры формируемой экономической среды, по идее, должны создавать выгодные условия развитию разнообразной производственной базы.
Несмотря на то, что договор о создании ЕАЭС еще не подписан, уже начались обсуждения на тему, за счет каких стран он будет расширяться. Прежде всего за счет традиционных российских «стратегических партнеров» – Армении, Киргизии и Таджикистана. Кроме того, процесс будет происходить в треке ТС через создание зон свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС.