Корреспондент издания “Вести” устроился в один из одесских супермаркетов, проработав там целый день, узнав немало подводных камней и тайн крупных торговых сетей.
Устроиться в супермаркет продавцом оказалось легко. Работодателей не смутил даже возраст – за сорок лет и множество профессий, которые мне пришлось попробовать за свою жизнь. После недолгого собеседованния меня определили работать в отделе бакалеи. График работы – четверо суток через двое, по 10 часов в день – с 10 утра до 8 вечера. Зарплата – 2 тысячи гривен. Главные требования – не употреблять алкоголь, не воровать и выполнять требования старших по должности. Отсутствие санитарной книжки вовсе не смутило кадровиков супермаркета. «Вот адрес медкомиссии, 150 гривен платишь там – получаешь санкнижку с отметками о прохождении медкомиссии» – пояснил один из кадровиков. Интересно, что купленные санитарные книжки – норма для всех работников магазина, реальное состояние здоровья начальство не интересует. К слову, одна из моих новых коллег то и дело покашливала, а на руке продавщицы, которая развешивала по пакетам крупу – явные признаки какой-то кожной болезни.
Перед началом работы всех продавцов тщательно проверяют охранники. Все, что находится в сумках, помечается маркером. После окончания рабочего дня продавцы проходят еще более строгую процедуру контроля – выворачиваются карманы и сумки. «Служба безопасности следит за всем – камеры наблюдения натыканы всюду, даже в туалете. Причем охранники следят не только за тем. что бы не было краж – если ты присел отдохнуть тайком, это сразу отмечается в табеле. А потом за это могут лишить премии или оштрафовать» – шепотом советуют мне новые коллеги.
Работа начинается с мини-собрания в бытовке и напутственными мини-речами начальства. По сути все это немного напоминает НЛП и систему сетевого маркетинга – тема планерки: «мы лучшие», «мы команда», «мы должны оправдать доверие начальства».
Мой новый коллега – 25-летний житель Сараты Михаил поясняет, мол, такие психологические накачки – обязательный ритуал в нашей торговой сети. «Будь осторожен в разговорах на перекурах и обеде. Любое сказанное тобой слово тут же станет известно начальству – стучат все. Зато здесь можно вырасти из обычного продавца до администратора зала, а если повезет, то и до директора магазина. Все начальство в нашей сети прошло все ступени снизу. Тебе повезло, ты сразу стал продавцом. Обычно все здесь начинают с должности стажера. Стажеры – это «старший куда пошлют», их «припахивают» на любую работу, даже самую грязную. Зато года за 2 – 3, если не будет «залетов», можно стать старшим продавцом» – поделился продавец. Вскоре я понимаю, что работа продавца не очень отличается от низшей ступени – стажера. После работы мне предстоит вымыть полы в отделе, а также отсортировать пакеты с крупами, сахаром и мукой – целые от прохудившихся. Просыпавшийся товар нужно аккуратно засыпать в мешок, тщательно взвесить и доложить о результатах старшему продавцу – все недовесы, «утруски» и недостачи, оказывается, потом высчитываются из зарплаты. Поэтому даже рассыпанную на пол крупу аккуратно подметают, просеивают и вновь отправляют на прилавок. Доверенная мне работа несложная.
«Проверяешь дату на маркировке пакета с товаром. Если продукт просрочен, выставляешь его вперед на витрину. А свежий товар кладешь назад. Покупатели обычно берут то, что лежит спереди на полке» – поясняет старший продавец Валентина.
В середине дня в супермаркете случилось ЧП – в подвале, прямо над складом бакалейных товаров прорвало канализационные трубы. «Пикантности» происшествию добавило то, что содержимое канализации пролилось…в бочки с квашеной капустой, которые как на грех, оказались не накрыты крышками. Но вместо того, что бы выбросить капусту, мои коллеги принялись…вычерпывать «лишнюю» жидкость из бочек. А содержимое потом тщательно перемешали, добавив сверху свежей капусты…