Ни для кого не секрет, что шахтерская профессия является одной из самых героических из всех мирных профессий, специалисты которой своим ежедневным кропотливым трудом обеспечивают благосостояние миллионов украинцев. Президент Украины - Указом № 304/93 от 16 августа 1993 года - установил 31 августа профессиональным праздник работников угольной промышленности — День шахтера.
Уукраинские шахты считаются одними из самых опасных в мире. Это обусловлено тем, что добыча угля в Украине ведется в крайне сложных горно-геологических условиях. Как говорят специалисты, таких условий нет ни в одной другой стране, где добывается уголь.
На сегодня смертность на украинских шахтах является одной из самых высоких в мире. Ежегодно в Украине добывают 70 миллионов тонн угля, и за каждый миллион приходится платить жизнью двух горняков.
Из-за последних событий в Украине не столь сладкая жизнь шахтеров стала еще хуже. «Сейчас шахты, которые находятся в зоне АТО, работают в щадящем режиме. Они добывают угля на 70% меньше, чем в мирное время. Шахты, что расположены на освобожденных территориях, работают в полном режиме». - глава независимого профсоюза горняков Донбасса Николай Волынко
Председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец рассказал о событиях на Востоке Украины.Так, на данный момент в Украине не работает 56 шахт, а 45 находятся в пассивном режиме. На сегодняшний день государство не имеет финансовых средств для содержания и восстановления шахт. По словам председателя союза горняков, государство приняло решение закрыть 56 действующих шахт в Украине без вмешательства и обсуждения данной темы с профсоюзом. Также, он отметил, что власти бездумно подошли к решению данной проблемы, так как с остановкой работы они лишили работы 62 тыс. шахтеров.
Стоит отметить, что больше 40% шахтеров были вынуждены покинуть территорию Украины из-за боевых действий. Война на Донбассе, начатая правительством, заставила множество людей покинуть свои дома и отправится в чужую страну. Так из-за переселенцев и отсутствия рабочих мест рушатся целые инфраструктуры различных городов. Закрытие шахт при недостаточном внимании со стороны центральных властей само по себе является источником социальной напряженности.
Совершенно недавно Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения социальных гарантий работникам горных, шахтостроительных (угледобывающих) предприятий, государственных военизированных аварийно-спасательных служб (формирований) в угольной промышленности. Так, проектом (№ 2203) предлагается расширить терминологический аппарат Горного закона Украины уточненным понятием «горного предприятия» и закреплением нового - «углестроительное (шахтостроительное) предприятие».
Кроме того, предполагается расширить перечень предприятий, которые предоставляют бесплатный уголь, и категорий лиц, которые таким углем обеспечиваются. Однако, на данный момент эти законы остаются только на бумаге и вряд ли в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону.
Больше 30% украинских шахтеров надеются найти рабочие места в РФ. Но, в России по словам профсоюзного лидера "Еще в 2005 году прекратили выделять из бюджета средства на поддержку собственной угольной промышленности".
Волынец отметил, что если сценарий реформирования углепрома по российскому образцу будут лоббировать и дальше, горняки не останутся в стороне. "Шахтеры поднимутся через месяц-два, когда перестанут получать зарплату. Это народ, который ничего не боится", - подчеркнул он.
Председатель Донецкого теркома Укруглепрофсоюза Евгений Бондаренко разделяет точку зрения лидера НПГУ, но считает, что украинские власти не хотят находить компромисс с шахтерами.
"Шахтеры держатся только благодаря тому, что государство выполняет свои функции по выплате зарплат. Если бы еще не было зарплат, то шахтеры бы так поднялись, что всем мало места было бы. Мы от безысходности смотрим в сторону России, ведь с властью в Киеве не находим общий язык".
Таким образом, власти в Украине не могут обеспечить работой шахтеров. Остановленные предприятия лишают работы десятки тысяч людей, а никакой внятной альтернативы не предлагается.
Антон Давидченко