Узоры или кровавые пятна прошлого? Каким будет выбор украинского общества?
11-08-2014, 14:34
У замечательного киргизского писателя Чингиза Айтматова в повести «Плаха» есть замечательная фраза о том, что все люди живущие на земле связаны подобно нитям в полотне.
Вот и украинское общество ныне подобно полотну, на котором проступает его прошлое. Прошлое тяжелое и полное страданий. Наше прошлое, наша история ныне столь явственно проступает в нашей сегодняшней жизни, что порой ужасаешься тому, сколь контрастно оно это делает и сколь похоже на то, что было в жизни народа Украины многие десятилетия, а то и столетия тому назад.
У читателя наверное возникает вопрос: а каким же образом это прошлое ныне проступает, ведь живем мы сегодня, и какое отношение к сегодняшним страстям, бушующим просторами Украины имеют события давно минувших дней?
Это вполне резонный вопрос. И он может разрешиться, если мы осознаем, что любое человеческое общество себя ощущает не только здесь и сейчас, но и тем, чем было некоторое время назад.
В общем-то, вот это самое чувство и называется коллективной памятью. Коллективная память — это по сути то, кто мы есть, кто наши родители, деды, прадеды.
Коллективная память — это еще и наш с вами характер. Ведь любой человек, живя на белом свете приобретает то, что называется опытом. И было бы не разумным думать, что подобного опыта нет у целого коллектива. И опыт этот передается из уста в уста, от старших к младшим, от отца к сыну, от бабушки к внукам, от писателя и поэта к его читателям и шагает в следующие поколения.
Опыт — вот, что определяет нашу коллективную память. Должен сказать, что Украина может похвастаться весьма разнообразным опытом. И, разумеется, эта коллективная также разнообразна.
В годы своего студенчества, бывать и на различных всеукраинских мероприятиях — конференциях, форумах, летних школах.
Встречался с ребятами и с Луганска, и с Тернополя, и с Ровенщины, и, конечно же, с того же Львова. До сих пор, у меня есть друзья в самых различных регионах Украины. Вот буквально пару недель назад звал меня друг на свою свадьбу во Львов. На прошлой неделе в Одессу приезжал приятель из Николаева, а в начале июля гостил я у своего товарища на Сумщине, в Конотопе. Уже не говоря о том, что среди моих однокурсников с исторического факультет ОНУ им. И.И. Мечникова были представители самых различных регионов страны.
Не устаю удивляться тому, сколь различны взгляды моих друзей на те или иные события, никогда я не уставал удивляться тому, как различаются акценты моих друзей. В общении я всегда четко улавливал особенные моменты, связанные как раз с той самой коллективной памятью. То есть каждый из моих друзей является носителем определенной коллективной памяти, присущей тому или иному региону Украины.
Но это нисколечко не мешает нашему нормальному общению и пониманию по одной простой причине — потому что мы все люди. По моему глубокому убеждению, несмотря на возможные различия в личном опыте, в опыте коллективном, у всех людей есть чувства любви и ненависти, есть чувства к своим близким, есть желание счастливо и благополучно жить, быть нужными окружающим.
И вот тут как раз и заключается основная сложность. Несмотря на то, что все люди, в общем-то движимы одинаковыми вещами, каждый из нас как раз и отличается собственными понятиями о том, что правильно, как правильно поступать. Я бы назвал это категориями мышления.
Вот эти самые категории мышления во многом как раз и зависят от того, в какой среде каждый из нас воспитан, какие книги он читал, какие фильмы смотрел, воспитан жизненными ситуациями и так далее. Конечно же, большое влияние играет и та самая коллективная память, которая концентрирует в себе коллективный опыт определенного сообщества. И так далее.
Ясное дело, что в процессе общения возможны столкновения разного опыта у людей, разных взглядов на одни и те же вещи, это нормально. Это присуще людям, считающих себя и являющихся личностями. Ведь именно, наша индивидуальность, наша личность и делает нас людьми, а не просто биологическими роботами, живущих инстинктами и рефлексами.
Так неужто ли человек, считающий себя творением Господа, а христиане, утверждающие, что создан человек по «образу и подобию» Божьему, так неужто ли он, не в состоянии укротить свои первородные инстинкты и укротить свои страсти?
И неотъемлемой частью любой личности является ее отождествление с собственным родом, с коллективом, в которым каждый из нас живет. А отсюда и наша коллективная (историческая) память, осознание коллективного опыта, накопленного временем.
Ныне в Украине мы наблюдаем и нежелание людей мириться с историческим опытом других людей, с их исторической памятью, и с нежеланием укрощать свои страсти и амбиции. Общество раскололось на тех, кому ближе «европейская историческая память», то есть европейский опыт общественного, государственного строительства, которым близки европейские ценности и европейский образ мышления, а также на тех, кому ближе «советский», а порой даже, «дореволюционный» имперский опыт.
Разумеется, каждые из этих двух лагерей правы по-своему. Откровенно скажу, что мне как человеку, выросшему в постсоветской Украине, прошедшему школу молодежного парламентаризма, впитавшему дух демократизма, все же ближе европейский опыт.
И в то же время, украинцы должны понимать, что долею судьбы сведенные в едином государстве, носители всех опытов, всех видов коллективной памяти должны с равным уважением и взаимопонимание относится друг к другу, вне зависимости от своих страстей и вожделений, . Именно это является важным условием взаимного выживания их и страны.
Путь к этому один — взаимный диалог, даже пусть полемика, но мирная полемика, без оскорблений и без взаимных провокаций, будь то культурного, экономического, социального или политического видов. И в развертывании такого диалога важную роль должен играть каждый украинец, а в особенности, те, кто ныне является интеллектуальной элитой страны.
Взаимный диалог, поиск общих «знаменателей» в мировоззрениях представителей различных регионов. Также большая роль в таком диалоге принадлежит бизнес-элите, которая и так прекрасно осознает всю многогранность исторического опыта Украины как государства. Но к большому сожалению, представители которой не всегда хотят идти по пути укрощения своих страстей и укрощения «драконов внутри себя», укрощению своих аппетитов.
И тут следует указать еще на одну опасность, которую отлично понимали древние: нельзя противника загонять в угол. Так почему же современные украинцы так любят друг друга прижимать к обрывам?
Возвращаясь к образу украинского общества как полотна, хочется надеяться, что с течением времени оно сумеет стереть кровавые пятна прошлого с себя и стать чистым богатым на узоры, таким же богатым, каким оно является по сути.
Иван Фокин